Общие условия. Многие условия в контракте могут допускать разное толкование и поселять недоразумения; с той или другой стороны могут быть предъявлены требования, по-видимому, даже основательные; наконец, в течение арендования нередко возникают вопросы, которые не предусмотрены контрактом и требуют разрешения. Едва ли нужно объяснять, что для обеих сторон было бы самым невыгодным способом разрешать подобные недоумения путем официального судебного разбирательства. При первом же процессе начнется внутреннее разложение отношений между контрагентами, которое в короткое время сделает обоюдное положение непереносимым.
Есть два способа устранить такие неудобства.
Первый состоит в приведении арендатора в полную зависимость от владельца, который решает все недоразумения.
Второй путь - решение разногласий посредством частного третейского суда что, конечно, справедливее и должно быть абсолютно предпочитаемо первому способу.
В контракте делается условие, что в случае возникновения разногласий между владельцем и арендатором (а также его наследником), они разрешаются не судебным разбирательством, но особо избираемым каждый раз третейским судом.
Владелец и арендатор избирают в судьи по одному члену (которыми должны быть, по возможности, понимающие дело хозяева); последние выбирают третьего, который председательствует при разборе дела. Каждая сторона, по требованию другой, обязана в течение известного срока (например, 14 дней) избрать третейского судью; при неисполнении этого, противная сторона получает право назначения обоих судей. Вопросы решаются большинством голосов. Виновная сторона несет расходы по разбирательству; в случае мира - расходы делятся пополам.
К суду необходимо обращаться только в крайних случаях: неуплате аренды, или при отказе решить дело со стороны третейского суда.
Специальные условия. Обеспечение арендатора. Арендатор без сомнения должен иметь право требовать, чтобы все арендуемые им составные части имения существовали в действительности и оставались в имении. Поэтому владелец должен в контракте выразить ручательство в нахождении на лицо всех сданных предметов: пространства разных видов угодий, строений и пр., словом всех тех предметов, которые описаны в контракте.
Другая мера обеспечения арендатора, которая должна быть обусловлена в контракте, заключается в подробном изложении случаев, в которых арендатору дается право оставлять аренду по предварительному предуведомлению; такими случаями могут быть: война с полной мобилизацией армии при общей воинской повинности, чрезмерное наводнение, уничтожившее строения, обязательное размежевание, соединенное с обменом частей земли и пр.
Обеспечение владельца. В Западной Европе оно почти во всех контрактах достигается залогом бумажных ценностей, по большей части, в размере годовой арендной платы. Арендатор, конечно, может пользоваться купонами с заложенных бумаг. Кроме этого, общего всем, средства обеспечения, в разных контрактах встречаются еще разнообразные условия, направленные к обеспечению владельца, как напр.:
Арендатор отвечает за всякий вред, нанесенный частям имения по вине его, или семейства; обязывается жить в имении и лично вести хозяйство; ему воспрещается иметь субарендаторов (из вторых рук), за исключением вознаграждения рабочих участками земли; не позволяется снимать в аренду другие имения, лежащие в соседстве (обыкновенно не ближе 20 верст); арендатор обязывается страховать строения и во многих контрактах - также страховать от градобитий масличные, стручковые и колосковые растения. Запрещается продажа сена, соломы и навоза. Все эти меры обеспечения интересов владельца более или менее основательны и могут быть рекомендованы, как заслуживающие подробного рассмотрения при заключении контрактов.
Наконец, большая часть контрактов предоставляют владельцу некоторые особые права, как например:
Право ревизии имения, лично или через уполномоченного, во всякое время. Это право, конечно, необходимо, как единственное средство для владельца судить о положении имения.
Право в некоторых случаях, напр. при неуплате ренты, брать известную долю, или весь залог арендатора. Но последнему должно быть предоставлено право апелляции к третейскому суду.
Право прекращения контракта по предварительному уведомлению арендатора, или даже немедленно. Такое право за владельцем может быть оправдано для следующих случаев: конкурса над имуществом арендатора, при невзносе арендной платы за два срока, непредставлении арендатором по требованию владельца книг относительно натурального хозяйства в имении, при лишении личной свободы арендатора долее известного срока по суду, или при лишении известных гражданских прав. Последствием права прекращения аренды должно быть, конечно, признано за владельцем и право удаления арендатора из имения в случае окончания арендования.